В ходе исследования специалисты проанализировали данные более 13 тысяч касс, подключенных к интернет-магазинам России с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По собственной оценке, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ. Приведенные данные отражают покупки, совершенные в российских интернет-магазинах и оплаченные электронным средством платежа.
Эксперты проанализировали и сравнили онлайн-продажи в денежном и количественном выражении, а также сопоставили динамику изменения средней стоимости популярных продуктовых категорий и оценили востребованность отдельных товаров. Исследование содержит данные о покупках, совершенных в интернете в период с 01 по 21 февраля 2019 года, они сравниваются с периодом с 01 по 23 февраля 2018 года.
Алексей Макаров,
основатель компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс
«По сравнению с 2018 годом, средняя стоимость покупки в большинстве анализируемых категорий снизилась. В некоторых категориях наблюдается драматическое снижение средней стоимости покупки, что может быть вызвано стремлением россиян сократить расходы на приобретение товаров подобного плана.
В результате анализа поведения потребителей и их покупок в интернете, стало очевидно, что в районе 17-18 февраля начинается стремительный рост числа совершенных покупок. При этом, непосредственно 23 февраля происходит столь же стремительное снижение — это обусловлено особенностью работы интернет-магазинов, большинство из которых доставляет товары на следующий день после совершения заказа».
Юлия Носова, коммерческий директор АТОЛ Онлайн:
«Ранее считалось, что чаще всего на День защитника Отечества дарят носки. Благодаря кассовой реформе, мы узнали, что это не соответствует действительности. Носки и в правду популярны, но они занимают лишь второе место в рейтинге покупок к празднику. С большим отрывом лидируют бритвы, триммеры и сопутствующие косметические товары: выручка от продажи таких товаров в 2 раза выше.
На третьем месте по популярности находятся брючные ремни. Выручка от их реализации всего на 15% ниже выручки от продажи носков за неделю до праздника. Однако средний чек на такую категорию товаров существенно выше: в 2019 году он составил 1207 рублей, что на 25% выше показателя 2018 года — тогда средняя стоимость покупки ремни составляла всего 963 рубля.
Подарочные сертификаты невероятно популярны у россиян, которые выбирают подарок на 23 февраля. В анализируемом периоде 2019 года средний чек на такие покупки вырос на 46%, а объем выручки — в 6,5 раз».
Таблица №1: Динамика среднего чека на товары популярных категорий
Категории товаров |
Средний чек 2018 |
Средний чек 2019 |
Изменение |
Автомобильные инструменты |
1852 |
2029 |
+10% |
Аксессуары для автомобилей |
1378 |
1222 |
-11% |
Автомобильная электроника |
3565 |
3560 |
0% |
Товары для дома и дачи |
1524 |
1318 |
-14% |
Косметика, парфюмерия и уход |
1290 |
883 |
-32% |
Одежда, обувь и аксессуары |
832 |
850 |
+2% |
Товары для спорта и отдыха |
1841 |
1546 |
-16% |
Подарочные сертификаты |
1648 |
2449 |
+49% |
Электроника |
2602 |
2117 |
-19% |
Таблица №2: Динамика среднего чека на самые популярные товары
Популярные товары к празднику |
Средний чек 2018 |
Средний чек 2019 |
Изменение |
Бритвы и триммеры |
2196 |
1580 |
-28% |
Кошельки и портмоне |
2298 |
1824 |
-21% |
Ножи |
2672 |
2128 |
-20% |
Носки |
347 |
282 |
-19% |
Брючные ремни |
963 |
1207 |
+25% |
Косметика для бритья |
282 |
143 |
-49% |
Методология исследования
В ходе исследования специалисты АТОЛ проанализировали данные об онлайн-покупках товаров популярных товарных категорий накануне праздника Дня защитника Отечества в 2019 году и сравнили их с данными за аналогичный период 2018 года.
В исследовании были отражены данные о покупках, которые были совершены в период с 01 по 21 февраля 2019 года и в период с 01 по 23 февраля 2018 года соответственно. Данные были получены с более чем 13 000 онлайн-касс, которые подключены к интернет-магазинам России. По нашей оценке, такое количество онлайн-касс составляет более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ.
В отличие от традиционных касс, широко представленных повсеместно в точках розничных продаж, онлайн-кассы пробивают значительно большее количество чеков. Сервис АТОЛ Онлайн подключил к интернет-магазинам России около 13 тысяч касс, которые в среднем пробивают до 3 млн чеков в день. Для сравнения, аналогичный показатель одной обычной кассы находится на уровне 30-60 чеков в день.
Перед анализом было составлено «ядро» ключевых слов, характеризующих сегмент товарных позиций для их анализа в чеках, которые в дальнейшем прошли машинную выборку и выгрузку чеков, содержащих товарные позиции с удовлетворяющими критериями.
На основе выгрузки данных были отобраны 42 531 624 чека, удовлетворяющие условиям фильтрации, оплаты по которым были проведены электронным средством платежа в интернете. В дальнейшем для минимизации погрешности и ошибок машинной обработки данные прошли ручную проверку и верификацию специалистами АТОЛ.
Стоимость всех товарных позиций, которые удовлетворяют критериям для исследования, составила 78 672 447 525 рублей. На основе этих данных, с учётом наличия даты пробития чека, были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.